image/svg+xml
Белорусский фонд мира Belarusian fund of peace

Кто такой медиатор

Медиатор — это специалист по урегулированию споров. Он обладает опытом и навыками и знает, как можно подвести спорящие стороны, иногда совершенно непримиримые на первом этапе, иногда даже враждующие между собой, как их все-таки подвести к заключению соглашений об урегулировании споров на основе учета интересов обеих сторон. Медиатор никаких решений не выносит. Смысл его деятельности состоит в том, чтобы помочь сторонам войти в переговорный процесс и успешно его завершить, по возможности, конечно, путем заключения соглашения об урегулировании споров.

Что должен уметь

Если человек хочет быть медиатором, не просто называться, а именно быть, специальная подготовка ему нужна обязательно. Есть выверенная методика, которая позволяет обучить медиатора. Понятно, что при определенных личностных, индивидуальных качествах. У каждой профессии есть некоторые предпосылки для медиаторской деятельности, но не все.

В медиации как самостоятельной деятельности предполагается специализация. Один берется только за коммерческие споры, другой — мастер в семейных делах, третий — в трудовых. Чаще всего психологи, допустим, занимаются больше семейным правом. Разные сферы отношений в разной степени регулируются правом. Есть такие отношения, которые урегулированы правом, например, трудовые отношения.

Методы и техники медиаторов содержат, среди прочего, элементы конфликтного менеджмента, техники ведения переговоров, групповой динамики, коммуникативного и поведенческого тренинга, системной теории  анализа конфликта. Медиация опирается на методы модерации и коучинга. Элементы из перечисленных методов были специально адаптированы для медиации, что-то развивалось дальше и реформировалось в медиации.

Таким образом, медиатор может помочь сторонам:

а) Организовать процесс переговоров.

б) Рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых «горящих» аргументов спора.

в) Разделить спор на людей и проблему.

г) Исследовать все перспективы.

д) Наладить двухсторонний позитивный контакт.

е) Увидеть выход из конфликтной ситуации.