Программа обучения «Медиация. Базовый курс»
1-й день.
9.00 – 18.00. Коммуникативная компетентность медиатора.
Общее понятие о коммуникации; структура коммуникации; средства коммуникации; закономерности передачи и приема информации; барьеры общения; техники эффективной коммуникации.
Формы работы:
1. Теоретический материал.
2. Практические упражнения: выработка навыков оценки и понимания вербального общения и невербальных сигналов, донесения информации и распознание ее искажений, интерпретация и ее значение для эффективной коммуникации.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям систематизировать имеющийся опыт в области коммуникации, познать правила донесения информации и своих интересов до собеседника, научиться избегать ошибок передачи и приема информации, научиться читать язык тела своего собеседника и соотносить его с услышанным, понять подлинность информации и выявить уловки.
2-й день.
9.00 – 18.00 Конфликтологическая компетентность медиатора.
Понятие конфликта и его структура; причины возникновения конфликтов; виды конфликтов; динамика конфликта; стратегии поведения в конфликте; диагностика конфликта; выбор эффективных методов разрешения (урегулирования) конфликта.
Формы работы:
1. Теоретический материал, презентация.
2. Практические упражнения: выработка понимания динамики конфликта и навыков воздействие на него на различных стадиях.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям ответить на вечный философский вопрос: конфликт – это плохо или хорошо?; понимать суть и причины конкретных конфликтов; научиться определять насколько глубоко развилась та или иная конфликтная ситуация, с которой каждый из нас сталкивается в своей жизни, можно ли и каким образом управлять конфликтом на различных его стадиях.
3-й день.
9.00 – 18.00 Переговоры как основа медиативной технологии.
Общее понятие и виды переговоров; структура переговорного процесса; подготовка к переговорам, понятие переговорной таблицы.
Формы работы:
1. Теоретический материал
2. Практические упражнения: составление плана переговоров, выбор стратегии и тактики ведения переговоров, подбор коммуникативных инструментов.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям узнать и оценить различные типы и стратегии переговоров, научиться распознавать и противодействовать оказываемому на них негативному воздействию другой стороны в переговорах жесткого типа, уметь разглядеть за позициями стороны истинные интересы, сохранить в переговорах свои интересы.
4-й день.
9.00 – 13.00 Переговорная компетентность медиатора
Отработка практических навыков организации переговорного процесса в ходе проведения имитационных переговоров.
Формы работы:
1. Теоретический материал.
2. Практические упражнения: индивидуальная отработка практических навыков сторон переговорного процесса при организации и проведении переговоров.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям освоить правила подготовки и эффективного проведения переговоров, применение различных тактик и инструментов переговорного процесса.
5-й день.
9.00 – 13.00 Медиация как альтернативный способ разрешения споров.
Альтернативное разрешение споров (АРС): понятие, история развития различных способов АРС, международный опыт применения различных способов АРС (переговоры, арбитраж, посредничество, медиация и др.) система, общая характеристика; принципы альтернативного разрешения споров; медиация в системе альтернативного разрешения споров.
Медиация: понятие, отличительные особенности, преимущества и недостатки; соотношение медиации и судебного процесса; соотношение медиации и арбитража (третейского судопроизводства);
История развития и правовые основы медиации в Республике Беларусь; судебная и внесудебная медиация; возможности и правовое регулирование использования медиации в судебных и арбитражных делах; сочетание медиации и арбитража («мед-арб»; «арб-мед»).
14.00 – 18. 00 Медиация как процедура
Задачи медиации и каждой ее стадии; функции медиатора; стадии медиации: последовательность и значение каждой из стадий.
1. Теоретический материал
2. Практические упражнения: отработка вступительного слова медиатора.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям составить общее целостное восприятие системы альтернативного разрешения споров, понять их соотношение с судебной защитой права, значение в этой системе каждого из существующих способов АРС, научиться определять наиболее эффективные способы защиты своего нарушенного права и законных интересов в каждом конкретном случае.
6-й день.
9.00 – 17.00 Практика медиации
Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения имитационных медиационных сессий под контролем тренеров.
Анализ проведенных каждым слушателем медиаций по конкретным делам.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям на практике применить полученные знания и получить опыт проведения переговоров и медиации в качестве сторон и в качестве медиатора.
Программа обучения «Медиация. Углубленный курс»
1-й день.
Правовой блок. Медиация – в праве Республики Беларусь.
9.00 – 13.00. Правовое регулирование и этические нормы в медиации.
Правовое регулирование медиации в Республике Беларусь (правовой статус медиатора и формы организации его деятельности). Типовые правила проведения процедуры медиации. Этические нормы в медиации. Этика поведения медиатора. Соглашение о применении медиации: понятие, правовая природа, требования к форме и содержанию, правовые последствия.
14.00 – 16.00 Основания и формы завершения процедуры медиации.
Завершение медиации достижением медиативного соглашения. Медиативное соглашение: правовая природа, понятие, требования, предъявляемые к форме и содержанию, правовое значение и правовые последствия. Соотношение медиативного соглашения с мировым соглашением, судебным решением, протоколом о намерениях. Влияние медиативного соглашения на динамику развития гражданских процессуальных и хозяйственных процессуальных правоотношений. Формулирование медиативного соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Оформление медиативного соглашения. Подписание медиативного соглашения. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения. Обеспечение возможности принудительного исполнения медиативного соглашения. Утверждение медиативного соглашения в качестве мирового соглашения судом или арбитражем (третейским судом) при проведении медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда. Проверка соглашения на реалистичность. Исполнение медиативного соглашения: принципы, роль медиатора. Завершение медиации без достижения медиативного соглашения.
16.00 – 18.00. Проведение практической медиации по спору с составлением необходимых документов.
Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения медиации под контролем тренеров.
Анализ проведенной медиации.
1. Теоретический материал, презентация
2. Практические упражнения: проведение медиации, составление соглашения о применении медиации, соглашения о проведении медиации, медиативного соглашения.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям получить уникальные юридические знания о медиации как о новом правовом институте законодательства Республики Беларусь, уяснить суть и правовые последствия заключения новых правовых договоров, их соотношения с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Гражданским процессуальным и Хозяйственным процессуальным кодексами и иными законодательными актами.
2-й день.
9.00 – 18.00 Организация работы медиатора
9.00 – 13.00 Коммуникативные инструменты медиатора. Вступление в контакт и техники активного слушания. Техники формулирования (постановки) вопросов. Диагностика конфликта.
Консультирование сторон о возможностях, преимуществах, принципах и правилах медиации. Ограничения медиации. Критерии медиабельности случая. Анализ информации, необходимой для понимания конфликта. Баланс сил. Критерии принятия решения о выборе метода разрешения конфликта, эффективное направление дел на медиацию.
Формы работы:
1. Теоретический материал
2. Практические упражнения: консультирование заинтересованных лиц о процедуре медиации; предложение медиации сторонам (одной из сторон по просьбе другой стороны), проведение предварительной беседы со сторонами на предмет определения медиабельности случая; подготовка соглашения о применении медиации.
14.00 – 18.00 Вступление в контакт. Техники активного слушания.
Углубленное изучение невербального поведения в конфликте. Метапрограммы как показатели особенностей мышления, мотивации и предпочтений личности: лингвистический анализ речи. Техники «малого разговора», регуляции эмоционального напряжения. Цитирование (эхо-повтор), перефразирование, интерпретация, резюме. Эмпатийное слушание. Типы вопросов и их функциональное назначение. Применение вопросов в медиации.
Формы работы:
1. Презентация по расшифровке поз (язык тела).
2. Практические упражнения: выявление техник, способствующих, не способствующих коммуникации и промежуточных, выявление типичной реакции слушателя, отработка техник нерефлексивного и эмпатийного слушания, эхо-повтора, перефраза, резюме, замена оценок описанием, описание эмоционального состояния, перевод ты-сообщений в я-сообщения; определение типа вопросов, перевод закрытых вопросов в открытые, определение функционального назначения вопросов, исправление ошибок высказывания путем вопросов.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям освоить эффективные техники коммуникации, научиться получению максимальной информации путем «правильных» вопросов, уметь устанавливать в кратчайшие сроки доверительные отношения с собеседником (эмпатия).
3-й день.
9.00 — 13.00 Принципиальные (интегративные, кооперативные) переговоры как основа медиации.
Основные принципы гарвардского метода ведения переговоров: люди, интересы, варианты решения, объективные критерии. Основные отличия позиционного торга (жестких переговоров) от сотрудничества сторон (интегративных переговоров). Преимущества и недостатки разных типов стратегий. Переориентация сторон с противодействия на более конструктивные способы взаимодействия. Преобразование конфликтных позиций в эффективные. Помощь сторонам в расширении и уточнении их видения ситуации. Способы интеграции сторон: расширение ресурсов, неспецифические компенсации, взаимные услуги, взаимные уступки, состыковка интересов.
Формы работы:
1. Теоретический материал.
2. Практические упражнения: выработка навыков переговорщика в ведении эффективных переговоров, умений выбирать нужный тип переговоров и использовать различные инструменты интеграции сторон переговоров.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям проводить квалифицированные переговоры, добиваться своих интересов, используя различные инструменты переговорного процесса.
4-й день.
14.00 — 18.00. Отдельные вопросы проведения процедуры медиации.
Работа организации, обеспечивающей проведение медиации, и медиатора со сторонами на этапе подготовки процедуры медиации. Правила и техники взаимодействия со сторонами. Распределение обязанностей между со-медиаторами в случае коллегиальной медиации. Особенности проведения медиационной сессии с участием представителей сторон и иных лиц. Особенности применения процедуры медиации после обращения в суд или арбитраж (третейский суд).
1. Теоретический материал
2. Практические упражнения: отработка «холодного» звонка клиенту, практика работы с медиатором-партнером (со-медиатором), особенности оформления медиативных соглашений по делам, переданным в медиацию из суда, арбитража (третейского суда)
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям научиться взаимодействовать с партнером-медиатором, что является первым шагом к освоению тех видов медиации, где данная форма организации медиации является предпочтительной (например, в семейной медиации); понимать различия между юридической и фактической компетенцией сторон спора; особенности работы по делам, переданным в медиацию из суда, арбитража (третейского суда).
5-й день.
9.00- 14.00 Инструменты медиатора
Техники ускорения принятия решения, аргументации, контраргументации. Правила убеждающей коммуникации. Манипуляции в общении и защита от манипуляций. Трудные клиенты. Гендерные различия. Преодоление дисбаланса сил.
Формы работы:
1. Теоретический материал
2. Практические упражнения по отработке техник ускорения принятия решения, защите от манипуляций, «адвоката дьявола», проверке на реалистичность.
Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям научиться эффективно воздействовать на стороны, участвующие в медиации, работать с «трудными клиентами», учитывать особенности поведения в конфликте женщин и мужчин, уметь «выравнивать стороны» в переговорах.
14.00 — 18.00 Практические медиации.
Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения имитационных медиационных сессий под контролем тренеров.
Анализ проведенных каждым слушателем медиаций по конкретным делам.
6-й день.
9.00 -17.00 Практические медиации (3 медиации).
Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения имитационных медиационных сессий под контролем тренеров.
Анализ проведенных каждым слушателем медиаций по конкретным делам.
17.00 -18.00 Подведение итогов тренинга.
Эффективность обучения
Освоение обеих частей курса обучения позволит:
Приобрести новую самостоятельную квалификацию «медиатор», которая подтверждается свидетельством Министерства юстиции Республики Беларусь, и позволяет легально работать с конфликтом в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, строительных, уголовных и иных правоотношений.
Кроме того, даже если Вам не нужно свидетельство медиатора, обучение работе с конфликтом позволит лучше понимать окружающий мир и себя в нем, а именно:
1. Уметь грамотно проводить любые переговоры, достигать своих интересов в них, противостоять возможным манипуляциям.
2. Научиться понимать и управлять конфликтами в семье, с друзьями, в трудовом коллективе и других сообществах.
3. Более успешно осуществлять коммуникацию в обыденной жизни, распознавать манипуляции по отношению к себе и своим близким, строить позитивные отношения с окружающими.
4. Обучиться медиативному подходу к разрешению любых конфликтов на принципах равенства, сотрудничества, сохранения деловых отношений.
5. В силу приобретения понимания причин и хода развития конфликта выходить из конфликта, сохраняя жизненные силы, преодолевая стрессовые реакция организма наименее болезненно.