image/svg+xml
Белорусский фонд мира Belarusian fund of peace

Презентация программы обучения

Программа обучения «Медиация. Базовый курс»

1-й день. 

9.00 – 18.00. Коммуникативная компетентность медиатора.

Общее понятие о коммуникации; структура коммуникации; средства коммуникации; закономерности передачи и приема информации; барьеры общения; техники эффективной коммуникации.

Формы работы: 

1. Теоретический материал.

2. Практические упражнения: выработка навыков оценки и понимания вербального общения и невербальных сигналов, донесения информации и распознание ее искажений, интерпретация и ее значение для эффективной коммуникации.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям систематизировать имеющийся опыт в области коммуникации, познать правила донесения информации и своих интересов до собеседника, научиться избегать ошибок передачи и приема информации, научиться читать язык тела своего собеседника и соотносить его с услышанным, понять подлинность информации и выявить уловки.

2-й день.

9.00 – 18.00 Конфликтологическая компетентность медиатора.

Понятие конфликта и его структура; причины возникновения конфликтов; виды конфликтов; динамика конфликта; стратегии поведения в конфликте; диагностика конфликта; выбор эффективных методов разрешения (урегулирования) конфликта.

Формы работы: 

1. Теоретический материал, презентация.

2. Практические упражнения: выработка понимания динамики конфликта и навыков воздействие на него на различных стадиях.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям ответить на вечный философский вопрос: конфликт – это плохо или хорошо?; понимать  суть и причины конкретных конфликтов; научиться определять насколько глубоко развилась та или иная конфликтная ситуация, с которой каждый из нас сталкивается в своей жизни, можно ли и каким образом управлять конфликтом на различных его стадиях.

3-й день.

9.00 – 18.00 Переговоры как основа медиативной технологии.

Общее понятие и виды переговоров; структура переговорного процесса; подготовка к переговорам, понятие переговорной таблицы.

Формы работы: 

1. Теоретический материал

2. Практические упражнения: составление плана переговоров, выбор стратегии и тактики ведения переговоров, подбор коммуникативных инструментов.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям узнать и оценить различные типы и стратегии переговоров, научиться распознавать и противодействовать оказываемому на них негативному воздействию другой стороны в переговорах жесткого типа, уметь разглядеть за позициями стороны истинные интересы, сохранить в переговорах свои интересы. 

4-й день.

9.00 – 13.00 Переговорная компетентность медиатора

Отработка практических навыков организации переговорного процесса в ходе проведения имитационных переговоров.

Формы работы: 

1. Теоретический материал.

2. Практические упражнения: индивидуальная отработка практических навыков сторон переговорного процесса при организации и проведении переговоров.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям освоить правила подготовки и эффективного проведения переговоров, применение различных тактик и инструментов переговорного процесса. 

5-й день.

9.00 – 13.00 Медиация как альтернативный способ разрешения споров.

Альтернативное разрешение споров (АРС): понятие, история развития различных способов АРС, международный опыт применения различных способов АРС (переговоры, арбитраж, посредничество, медиация и др.) система, общая характеристика; принципы альтернативного разрешения споров; медиация в системе альтернативного разрешения споров.

Медиация: понятие, отличительные особенности, преимущества и недостатки; соотношение медиации и судебного процесса; соотношение медиации и арбитража (третейского судопроизводства);

История развития и правовые основы медиации в Республике Беларусь; судебная и внесудебная медиация; возможности и правовое регулирование использования медиации в судебных и арбитражных делах; сочетание медиации и арбитража («мед-арб»; «арб-мед»).

14.00 – 18. 00 Медиация как процедура

Задачи медиации и каждой ее стадии; функции медиатора; стадии медиации: последовательность и значение каждой из стадий.

1. Теоретический материал

2. Практические упражнения: отработка вступительного слова медиатора.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям составить общее целостное восприятие системы альтернативного разрешения споров, понять их соотношение с судебной защитой права, значение в этой системе каждого из существующих способов АРС, научиться определять наиболее эффективные способы защиты своего нарушенного права и законных интересов в каждом конкретном случае.

6-й день.

9.00 – 17.00 Практика медиации

Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения имитационных медиационных сессий под контролем тренеров.

Анализ проведенных каждым слушателем медиаций по конкретным делам.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям на практике применить полученные знания и получить  опыт проведения переговоров и медиации в качестве сторон и в качестве медиатора. 

Программа обучения «Медиация. Углубленный курс»

1-й день.

Правовой блок. Медиация – в праве Республики Беларусь.

9.00 – 13.00. Правовое регулирование  и этические нормы в медиации. 

Правовое регулирование медиации в Республике Беларусь  (правовой статус медиатора и формы организации его деятельности). Типовые правила проведения процедуры медиации. Этические нормы в медиации. Этика поведения медиатора. Соглашение о применении медиации: понятие, правовая природа, требования к форме и содержанию, правовые последствия.

14.00 – 16.00 Основания и формы завершения процедуры медиации. 

Завершение медиации достижением медиативного соглашения. Медиативное соглашение: правовая природа, понятие, требования, предъявляемые к форме и содержанию, правовое значение и правовые последствия. Соотношение медиативного соглашения с мировым соглашением, судебным решением, протоколом о намерениях. Влияние медиативного соглашения на динамику развития гражданских процессуальных и хозяйственных процессуальных правоотношений. Формулирование медиативного соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Оформление медиативного соглашения. Подписание медиативного соглашения. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения. Обеспечение возможности принудительного исполнения медиативного соглашения. Утверждение медиативного соглашения в качестве мирового соглашения судом или арбитражем (третейским судом) при проведении медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда. Проверка соглашения на реалистичность. Исполнение медиативного соглашения: принципы, роль медиатора. Завершение медиации без достижения медиативного соглашения.

16.00 – 18.00. Проведение практической медиации  по спору с составлением необходимых документов. 

Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения медиации под контролем тренеров.

Анализ проведенной медиации.

1. Теоретический материал, презентация

2. Практические упражнения: проведение медиации, составление соглашения о применении медиации, соглашения о проведении медиации, медиативного соглашения.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям получить уникальные юридические знания о медиации как о новом правовом институте законодательства Республики Беларусь, уяснить суть и правовые последствия заключения новых правовых договоров, их соотношения с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Гражданским процессуальным и Хозяйственным процессуальным кодексами и иными законодательными актами.

2-й день.

9.00 – 18.00  Организация работы медиатора

9.00 – 13.00 Коммуникативные инструменты медиатора. Вступление в контакт и техники активного слушания. Техники формулирования (постановки) вопросов. Диагностика конфликта.

Консультирование сторон о возможностях, преимуществах, принципах и правилах медиации. Ограничения медиации. Критерии медиабельности случая. Анализ информации, необходимой для понимания конфликта. Баланс сил. Критерии принятия решения о выборе метода разрешения конфликта, эффективное направление дел на медиацию.

Формы работы: 

1. Теоретический материал

2. Практические упражнения: консультирование заинтересованных лиц о процедуре медиации; предложение медиации сторонам (одной из сторон по просьбе другой стороны), проведение предварительной беседы со сторонами на предмет определения медиабельности случая; подготовка соглашения о применении медиации.

14.00 – 18.00 Вступление в контакт. Техники активного слушания.

Углубленное изучение невербального поведения в конфликте. Метапрограммы как показатели особенностей мышления, мотивации и предпочтений личности: лингвистический анализ речи. Техники «малого разговора», регуляции эмоционального напряжения. Цитирование (эхо-повтор), перефразирование, интерпретация, резюме. Эмпатийное слушание. Типы вопросов и их функциональное назначение. Применение вопросов в медиации.

Формы работы:

1. Презентация по расшифровке поз (язык тела).

2. Практические упражнения: выявление техник, способствующих, не способствующих коммуникации и промежуточных, выявление типичной реакции слушателя, отработка техник нерефлексивного и эмпатийного слушания, эхо-повтора, перефраза, резюме,  замена оценок описанием, описание эмоционального состояния, перевод ты-сообщений в я-сообщения; определение типа вопросов, перевод закрытых вопросов в открытые, определение функционального назначения вопросов, исправление ошибок высказывания путем вопросов.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям освоить эффективные техники коммуникации, научиться получению максимальной информации путем «правильных» вопросов, уметь устанавливать в кратчайшие сроки доверительные отношения  с собеседником (эмпатия).

3-й день. 

9.00 — 13.00 Принципиальные (интегративные, кооперативные) переговоры как основа медиации.

Основные принципы гарвардского метода ведения переговоров: люди, интересы, варианты решения, объективные критерии. Основные отличия позиционного торга (жестких переговоров) от сотрудничества сторон (интегративных переговоров). Преимущества и недостатки разных типов стратегий. Переориентация сторон с противодействия на более конструктивные способы взаимодействия. Преобразование конфликтных позиций в эффективные. Помощь сторонам в расширении и уточнении их видения ситуации. Способы интеграции сторон: расширение ресурсов, неспецифические компенсации, взаимные услуги, взаимные уступки, состыковка интересов.

Формы работы: 

1. Теоретический материал.

2. Практические упражнения: выработка навыков переговорщика в ведении эффективных переговоров, умений выбирать нужный тип переговоров и использовать различные инструменты интеграции сторон переговоров.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям проводить квалифицированные переговоры, добиваться своих интересов, используя различные инструменты переговорного процесса.

4-й день. 

14.00  — 18.00. Отдельные вопросы проведения процедуры медиации.

Работа организации, обеспечивающей проведение медиации, и медиатора со сторонами на этапе подготовки процедуры медиации. Правила и техники взаимодействия со сторонами. Распределение обязанностей между со-медиаторами в случае коллегиальной медиации. Особенности проведения медиационной сессии с участием представителей сторон и иных лиц. Особенности применения процедуры медиации после обращения в суд или арбитраж (третейский суд).

1. Теоретический материал

2. Практические упражнения: отработка «холодного» звонка клиенту, практика работы с медиатором-партнером (со-медиатором), особенности оформления медиативных соглашений по делам, переданным в медиацию из суда, арбитража (третейского суда)

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям научиться взаимодействовать с партнером-медиатором, что является первым шагом к освоению тех видов медиации, где данная форма организации медиации является предпочтительной (например, в семейной медиации); понимать различия между юридической и фактической компетенцией сторон спора; особенности работы по делам, переданным в медиацию из суда, арбитража (третейского суда).

5-й день.

9.00- 14.00 Инструменты медиатора

Техники ускорения принятия решения, аргументации, контраргументации. Правила убеждающей коммуникации. Манипуляции в общении и защита от манипуляций. Трудные клиенты. Гендерные различия. Преодоление дисбаланса сил.

Формы работы:

1. Теоретический материал

2. Практические упражнения по отработке техник ускорения принятия решения, защите от манипуляций,  «адвоката дьявола», проверке на реалистичность.

Эффективность занятия: обучение позволяет слушателям научиться эффективно воздействовать на стороны, участвующие в медиации, работать с «трудными клиентами», учитывать особенности поведения в конфликте женщин и мужчин, уметь «выравнивать стороны» в переговорах.

 

14.00 — 18.00 Практические медиации. 

Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения имитационных медиационных сессий под контролем тренеров.

Анализ проведенных каждым слушателем медиаций по конкретным делам.

6-й день. 

9.00 -17.00 Практические медиации (3 медиации).

Индивидуальная отработка практических навыков медиатора в ходе проведения имитационных медиационных сессий под контролем тренеров.

Анализ проведенных каждым слушателем медиаций по конкретным делам.

17.00 -18.00 Подведение итогов тренинга. 

Эффективность обучения

Освоение обеих частей курса обучения позволит:

Приобрести новую самостоятельную квалификацию «медиатор», которая подтверждается свидетельством Министерства юстиции Республики Беларусь, и позволяет легально работать с конфликтом в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, строительных, уголовных и иных правоотношений

Кроме того, даже если Вам не нужно свидетельство медиатора, обучение работе с конфликтом позволит лучше понимать окружающий мир и себя в нем, а именно:

1. Уметь грамотно проводить любые переговоры, достигать своих интересов в них, противостоять возможным манипуляциям.

2. Научиться понимать и управлять конфликтами в семье, с друзьями, в трудовом коллективе и других сообществах.

3. Более успешно осуществлять коммуникацию в обыденной жизни, распознавать манипуляции по отношению к себе и своим близким, строить позитивные отношения с окружающими.

4. Обучиться медиативному подходу к разрешению любых конфликтов на принципах равенства, сотрудничества, сохранения деловых отношений.

5. В силу приобретения понимания причин и хода развития конфликта выходить из конфликта, сохраняя жизненные силы, преодолевая стрессовые реакция организма наименее болезненно.